Статья: ИТ-обучение: знания против сертификатов?

ИТ-обучение: знания против сертификатов?

31.07.2017

ООО "АйДи - Технологии управления" работает на российском ИТ-рынке с 2010 года и является системным интегратором и разработчиком программных решений, специализируясь на выполнении комплексных проектов внедрения современных информационных систем управления, их сопровождении и развитии. Наличие хорошо обученных и опытных специалистов является важным фактором для любой ИТ-компании.

PC Mag: Бытует мнение, что наличие сертификата и уровень знаний связаны довольно мало... Согласны ли вы с таким тезисом?

ВЛ: Для консалтинговых компаний вопрос «Нужна ли нам сертификация?» даже не стоит. Во-первых, число сертифицированных специалистов в интеграторе определяет позицию компании во внутренних рейтингах вендоров (к примеру, нельзя получить «серебряный» или «золотой» партнерский статус SAP без наличия специалистов с подтвержденной квалификацией по продуктам корпорации).

Сертификация также необходима при участии интегратора в различных отраслевых конкурсах. Во-вторых, сертификация разработчиков или консультантов по продукту, интересному клиенту, показывает ему, что команда интегратора может квалифицированно решить поставленную перед ней задачу.

PC Mag: Много ли вы знаете заказчиков, которые придут в компанию без соответствующей их задаче экспертизы?

ВЛ: Сертификация также важна, когда команда начинает работать с принципиально новым продуктом. Например, сейчас на российский рынок выходит линейка облачных решений SAP. Естественно, интеграторы должны сертифицировать сотрудников, чтобы они имели возможность работать с обновленным ПО.

Хотя здесь, конечно, нужно понимать, что сертификация как таковая все же направлена на опытных специалистов — многие тесты невозможно решить, опираясь только на теоретическое представление о работе системы.

Поэтому перед сертификационными тестами команда должна пройти обучение работе с решением.

При всем этом, конечно, сертификация не означает наличие базовых знаний о возможностях и особенностях продукта и, как правило, ничего не говорит о наличии реального опыта. Технологии на рынке меняются так быстро, что знания, полученные единоразово при подготовке к экзамену, после его прохождения могут быть неактуальными.

Именно поэтому на рынке очень много сертифицированных специалистов, которые теряются, как только сталкиваются с реальными проектами. Плюс, иногда опытному эксперту сложнее сдать экзамен на получение сертификата как раз потому, что он знает, как можно обойти то или иное ограничение программного обеспечения.

Но, тем не менее, если специалист получил сертификат, это в первую очередь говорит о его усердии и о том, что он усвоил основные знания, требуемые вендором для внедрения ПО. Именно поэтому мы поддерживаем соответствующий уровень по количеству сертифицированных консультантов как в области программного обеспечения, так и в управлении проектами.

PC Mag: Как бы вы оценили средний уровень знаний типичного сотрудника, откликающегося на ваши вакансии?

ВЛ: Сложно сказать, что существует типичный сотрудник. Как правило, претенденты на разные позиции (грейды) обладают различным объемом теоретических и практических знаний.Однако в консалтинге есть ряд неформализованных требований к кандидатам, связанных со спецификой работы: специалисты должны быть способны работать в стрессовой ситуации, а также быстро адаптироваться к нестандартным ситуациям, которые нередко случаются на проектах.

Эти стандарты приняты и в нашей компании, и по сравнению с ними образование будущего сотрудника или наличие сертификатов отходят на второй план.

Одновременно, мы предъявляем высокие требования к знаниям и навыкам специалистов при приеме на работу. «АйДи — Технологии управления» работает с крупными промышленными компаниями, часто — с государственным участием, поэтому для нас важно, чтобы сотрудники могли оперативно и качественно решать любые ответственные и сложные задачи.

PC Mag: С какими учебными центрами вы сотрудничаете? Довольны ли качеством преподавания? Бывали ли сомнительные предложения типа покупки сертификаций/экзаменов/etc?

ВЛ: Мы преимущественно сотрудничаем с центром обучения вендора SAP. Качество преподавания здесь, как правило, зависит от лектора: его опыта и владения предметом. И поскольку мы работаем только с официальном центром обучения SAP в России, опыта сомнительных предложений (покупки сертификаций или экзаменов) у нас не было.

Текст интервью опубликован по адресу: http://ru.pcmag.com/obuchenie/33415/opinion/it-obuchenie-znaniia-protiv-sertifikatov-mneniia-it-praktiko