Софт под давлением

10.10.2019
Софт под давлением

Работа российских программистов продолжает пользоваться спросом за рубежом, однако рост зарубежных продаж софта существенно замедлился. Согласно данным ассоциации «Руссофт», по итогам прошлого года объем зарубежных продаж российских софтверных компаний достиг 9,68 млрд долларов, это на 10% больше, чем годом ранее. Авторы исследования констатируют явное замедление динамики роста экспорта российского ПО: в прошлом году он показал самое низкое увеличение за последние шесть лет: экспортные поставки сократились более чем в полтора раза по сравнению с 2017 годом, когда прирост составил 16%. 

Ситуацию прокомментировали отраслевые эксперты, включая нашего директора по технологическому развитию, Дмитрия Рогова. 

Имиджевые потери 

На торможение прироста продаж российского программного обеспечения за рубежом в первую очередь повлияли санкции, которые в последнее время особенно усиливаются в отношении российских высокотехнологических компаний. «Снижение темпов связано с недоброжелательным отношением к российским компаниям в США и ЕС, а рынки этих стран до сих пор являются основными зарубежными рынками сбыта для отечественных разработчиков, они дают более 70 процентов их совокупного экспорта, — рассказал на пресс-конференции Валентин Макаров, президент некоммерческого партнерства “Руссофт”. — Негативное отношение проявляется в прямых запретах государственным структурам закупать российское ПО, в применении санкций против ряда российских компаний, а также в негативном представлении в СМИ этих стран всего, что связано с Россией».

За последний год за рубежом вступил в силу ряд официальных запретов на приобретение российского программного обеспечения. В частности, в октябре прошлого года в США заработал официальный закон, запрещающий правительственным органам США использовать программную продукцию российской компании «Лаборатория Касперского», поскольку она якобы является «угрозой национальной безопасности США». Одновременно в конце 2018-го американские власти официально ввели санкции против ряда других российских производителей программного обеспечения, таких как «Инфотекс» и «Сайрус системс», сотрудничество с которыми официально запрещено американскому бизнесу.

В результате ограничений деятельность этих компаний в США серьезно пострадала: объемы продаж «Лаборатории Касперского» в США за последний год рухнули на 25%, а крупные международные клиенты компании «Инфотекс» (в частности, ряд банков), по данным профильных СМИ, заявили о замораживании переговоров о дальнейшем сотрудничестве. 

Все это привело к тому, что российские программисты теперь предпочитают скрывать свое российское происхождение. Они регистрируют фирмы с иностранными названиями, например на территории США или Великобритании, и позиционируют себя как местные производители программных решений. Например, российская компания Conundrum, которая успешно внедряет на крупных иностранных предприятиях программные решения для предотвращения поломки сложного оборудования, основанные на технологиях искусственного интеллекта, в последнее время позиционирует себя как компания из Великобритании с головным офисом в Лондоне.

Впрочем, в некоторых странах, особенно европейских, у местного бизнеса уже заметно раздражение по поводу антироссийской истерии. Представители российских софтверных компаний рассказывают, что, например, в Германии бизнесмены открыто сочувствуют российскому ИТ-бизнесу и выражают готовность приобретать российское программное обеспечение. Одновременно для российских компаний открывается больше возможностей в странах с развивающимися экономиками. Ведущие российские ИТ-компании говорят, что за последний год им удалось существенно расширить свое присутствие на Ближнем Востоке, в Турции, Африке, Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Например, за последний год офисы в Бразилии и Аргентине открыла российская компания SearchInform, специализирующаяся на программных решениях в области безопасности. А крупный российский разработчик систем хранения данных Raidix за последний год серьезно расширил свою партнерскую сеть в Юго-Восточной Азии — в частности, компания начала успешные продажи в Индонезии.

Недружественные поглощения

Еще одна тревожная тенденция связана с тем, что российские компании активно поглощаются зарубежными корпорациями, которые таким образом стремятся развивать перспективные для них направления деятельности. За последний год было объявлено сразу о нескольких крупных сделках. Так, в прошлом году петербургская компания Transas, один из крупнейших российских производителей навигационного программного обеспечения и оборудования для морского пароходства, была поглощена за 210 млн евро финским машиностроительным концерном Wärtsilä — крупной компанией, специализирующейся на выпуске двигателей и прочего оборудования для судов. Представители Wärtsilä заявляют, что поглощение позволит им развивать направление Smart Marine Ecosystem — умных морских экосистем для обеспечения взаимодействия умных судов с умными портами на основе интеграции баз данных и облачных технологий.  

К другим крупным поглощениям последнего времени можно отнести приобретение российского разработчика кросс-платформенных решений компании Parallels крупной канадской корпорацией Corel. Сумма сделки не называется, но наблюдатели отмечают, что в последнее время Corel консолидирует различные софтверные бизнес-направления и покупка Parallels призвана усилить продуктовую линейку компании в области виртуализации.

Наконец, громким событием текущего года стало объявление о том, что один из крупнейших российских разработчиков ПО на заказ компания Luxoft переходит под контроль американской ИТ-корпорации DXC Technology за внушительные два миллиарда долларов. Luxoft — один из крупнейших российских производителей программных решений, который имеет более 12 тысяч сотрудников в 39 отделениях в 19 странах. Согласно официальному заявлению нового собственника, объединенная компания будет завоевывать новых клиентов в мировом автопроме и в финансовой сфере. «В автопроме объединенная компания будет обслуживать более 20 производителей и OEM-клиентов в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также крупнейшие финансовые компании в Европе, Северной и Южной Америке», — говорится в официальном заявлении. 

Переход крупных российских компаний под контроль иностранных предприятий многие участники рынка оценивают в основном негативно. «Переход компании Transas в собственность финского холдинга — негативное для России событие, эта компания имела реальный шанс стать визитной карточкой всего российского бизнеса на мировой арене — стать брендом уровня Kaspersky или Yandex. У нас был шанс превратить “Транзас” в мощный русский бренд уровня Nokia, но мы его потеряли, и это удар по имиджу России», — считает Валентин Макаров из «Руссофт».

«Наблюдаемый сегодня процесс приобретения российских компаний иностранцами — это отрицательный тренд, — согласен Юрий Овчаренко, заместитель генерального директора компании EPAM. — С поглощением российских компаний мы можем потерять перспективы дальнейшего развития независимых конкурентных продуктов».

Не меньше представителей российской ИТ-индустрии беспокоит усилившийся интерес к российским компаниям со стороны китайских корпораций. «Huawei недавно заявила о планах приобретении ряда российских производителей софта. Одно дело, если российской компании дадут развиваться в рамках нового концерна. Но в случае с китайцами это чаще выглядит как хэдхантинг, который представляет собой просто переманивание квалифицированного персонала и утечку новых перспективных технологий», — отмечает Игорь Никифоров, генеральный директор компании BCC.

С другой стороны, многие игроки убеждены, что поглощения — это нормальный для мировой практики процесс, бояться его не следует, в любом случае это лучше, чем массовый отъезд российских программистов за рубеж. «Поглощение компании крупным игроком часто дает новые возможности тем, кто в ней работает, — отмечает Владимир Литошенко, старший вице-президент компании First Line Software. — Но весь вопрос в том, смогут ли поглощенные компании иметь возможность вести собственные технологические разработки». 

«Проникновение иностранного капитала в российский бизнес — естественный и нормальный для мировой экономики процесс, — продолжает Дмитрий Рогов, директор по технологическому развитию компании “АйДи — Технологии управления”. — Увы, наше развитие в ряде областей, включая хайтек и ИТ, носит догоняющий характер, когда мы заимствуем передовые разработки из-за рубежа, потом догоняем и где-то перегоняем Запад и вновь начинаем отставать, после чего цикл повторяется. Россия сейчас в силах предложить Западу свои сильные стороны в технологиях программирования — это основывается на высоком уровне компетенций разработчиков ПО и появлении в России ряда программных продуктов высочайшего уровня. Понятно, что это привлекает внимание со стороны крупного бизнеса на Западе. Ничего плохого ни для одной из сторон в этом процессе я не вижу, так устроен бизнес в сфере ИТ по всему миру».

В поисках маржинальности

Большая проблема для российского экспорта ПО — его «беззубость» в плане освоения наиболее маржинальных сегментов рынка. Уже не раз отмечалось, что большинство российских экспортных компаний делают софт на заказ и позже он появляется на рынке уже под другими брендами, так что основной доход от его продажи получают западные компании, которые умеют тот или иной программный продукт красиво «упаковать» и продать.

Наиболее высокие доходы разработчикам приносят продажи и внедрение ПО в корпоративном секторе. По словам Юрия Овчаренко из EPAM, здесь хорошо оплачиваются не столько сами программные продукты, сколько услуги консалтинга, когда ИТ-специалисты предлагают компаниям пути оптимизации бизнес-процессов с помощью ИТ-решений. Маржа в этом секторе мирового ИТ-рынка может достигать сотен процентов, и некоторые российские компании вроде EPAM пытаются сюда пробиться, но большинству пока не хватает весомой репутации и навыков маркетингового продвижения. «Западный рынок корпоративного софта сам по себе крайне замкнут, пробиться туда очень сложно, — отмечает Юрий Латин, генеральный директор компания Bell Integrator. — Вы можете хоть вдвое дешевле предлагать свое решение, которое будет одновременно вдвое лучше западного аналога, но ваши шансы все равно будут невысокими, так как здесь действует в первую очередь бренд совокупного Запада, а он, увы, многократно сильнее. И даже если вы будете предлагать свое решение хоть в десять раз дешевле, вас просто не будут воспринимать всерьез».

«Выход в самые маржинальные сегменты мирового ИТ-рынка типа консалтинга или продвижения своих продуктов — это более сложная задача, — соглашается Сергей Вихарев, директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ. — В этой модели от продажи высококвалифицированных ресурсов необходимо перейти к построению полноценного продуктового бизнеса со взрослым маркетингом, поддержкой и конкуренцией. Таких компаний сейчас в России единицы».

Впрочем, даже с учетом упомянутых трудностей экспорт ПО из России в ближайшее время будет продолжать расти: по прогнозам «Руссофт», в текущем году экспортные поставки российского ПО должны превысить 11 млрд долларов, увеличившись примерно на 15%. Связано это в первую очередь с тем, что в целом мировой рынок программного обеспечения активно растет. «Потребность в разработке софта увеличивается по всему миру, что приводит к значительному удорожанию ИТ-специалистов, в первую очередь программистов, — отмечает Сергей Вихарев. — Ведущие мировые компании — разработчики ПО решают проблему себестоимости открытием филиалов в местах с более низкими зарплатными ожиданиями или приобретают доступные по цене программные продукты. В этом смысле спрос на российские программные решения будет расти и дальше. Одновременно формирование на территории РФ пула разработчиков с широким международным опытом — хорошая основа для создания собственных российских софтверных гигантов с возможным будущим на международных рынках». 

В свете происходящей сегодня цифровой революции в экономике создание и развитие национальной ИТ-индустрии — крайне важная задача. В настоящее время российским производителям ПО оказывается поддержка со стороны государства: для них действует ряд налоговых льгот, та же ассоциация «Руссофт» активно включается в «информационную войну» за рубежом, и т. д. Однако российские экспортеры говорят, что этого мало. В частности, им (как, впрочем, и всем компаниям на российском рынке) крайне не хватает источников доступного финансирования, чтобы можно было реализовывать перспективные технологические идеи; в этом наши компании сильно проигрывают иностранным конкурентам, имеющим другие финансовые возможности. Еще российские производители ПО жалуются, что на своем домашнем рынке крупные компании в РФ, в том числе с государственным участием, часто с подозрением относятся к российским разработкам софта и предпочитают приобретать программные продукты у зарубежных производителей с громкими именами. 

Подробнее: https://expert.ru/expert/2019/41/soft-pod-davleniem/#_=_